Стратегии развития народных художественных промыслов до 2020 года

Стратегии развития народных художественных промыслов до 2020 года

В Ассоциацию поступил проект разработанной по поручению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Стратегии развития народных художественных промыслов до 2020 года" (Скачать, документ Word). По результатам обсуждения документа сформирована позиция членов Ассоциации в отношении проекта Стратегии (Скачать, документ Word).



ЗАМЕЧАНИЯ


к проекту Стратегии развития народных художественных промыслов

на период до 2020 года

  1. Цели Стратегии, приведенные в разделе II, представляют собой нечеткие формулировки, допускающие произвольное и неоднозначное толкование. Они не определяют конечные результаты реализации Стратегии, не соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере народных художественных промыслов (далее – НХП), не являются измеримыми, их достижение нельзя проверить. Таким образом, формулировки целей Стратегии не соответствуют требованиям, предъявляемым к целям в документах государственного стратегического планирования.
  2. Целевые индикаторы и показатели, приведенные в паспорте Стратегии не охватывают все существенные аспекты достижения целей Стратегии. В частности, такие важнейшие показатели, обеспечивающие сохранение НХП в среднесрочной перспективе, как численность художников и мастеров промыслов, уровень оплаты их труда в сопоставлении со средней зарплатой в соответствующих регионах и по стране в целом, объем инвестиций в основные фонды организаций промыслов. Необходимо установить запланированные по годам количественные значения целевых индикаторов (показателей) на период до 2020 года. Совокупность приведенных в Стратегии показателей (индикаторов) не обеспечивает возможность проверки и подтверждения достижения целей, поставленных в Стратегии.
  3. В Стратегии отсутствуют прогноз развития НХП в период до 2020 года, комплексная оценка факторов, существенно влияющих на развитие отрасли, оценка рисков и преодолимости основных ограничений, связанных с реализацией целей и задач Стратегии, региональные приоритеты. Не разработаны наиболее вероятные сценарии развития НХП в рассматриваемой перспективе. Таким образом, Стратегия является неполной, что не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к документам государственного стратегического планирования.
  4. Анализ экономического состояния НХП неполон и весьма поверхностен. В частности, в Стратегии отсутствует анализ снижения численности работников НХП. Вообще не рассматривается уровень оплаты их труда (как в целом, так и по регионам), который следовало бы сопоставить со средними показателями по Российской Федерации и ее субъектам. Не проанализировано влияние увеличения тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровень оплаты труда и рентабельность производства в организациях НХП. Таким образом, упущены основные факторы, обуславливающие тяжелое финансовое положение организаций НХП и затрудняющие сохранение их творческих и трудовых коллективов.
  5. Анализ предоставления и использования средств субсидий из Федерального бюджета организациям НХП завершает вывод о необходимости увеличения ежегодного объема субсидирования до 490-500 млн. руб. уже с 2015 года. Однако в паспорте стратегии потребность в этом увеличении не отмечена и зафиксирована лишь сумма 315 млн. руб., предусмотренная федеральным законом о бюджете. В перечне предложений об увеличении направлений субсидирования не упомянуто наиболее значимое и актуальное – частичное возмещение расходов на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
  6. Описание целей и задач Стратегии содержит утверждение что НХП развиваются «в рамках малого и среднего предпринимательства в легкой промышленности». Концептуальные положения Стратегии также предлагают осуществление «экономических мер, отвечающих Стратегии развития легкой промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». В действительности отрасль НХП не относится к легкой промышленности, а большая часть видов производств изделий НХП основана на использовании сырья и материалов, полностью отличающихся от применяемых в легкой промышленности. Как отмечено в другом разделе Стратегии, немало организаций НХП превышают по численности работающих установленные признаки отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
  7. Анализ экономического состояния организаций НХП выполнен на основе выборочного анкетирования и ограничивается данными за 2012 год. Однако в 2013 году имело место значительное ухудшение их финансового положения вследствие значительного увеличения (с 20,2% до 27,1% оплаты труда) суммы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Общий объем производства изделий НХП в 2013 году значительно сократился (как в действующих, так и, тем более, в сопоставимых ценах) по сравнению с 2012 годом. Поэтому приводимые в Стратегии экономические показатели, в особенности характеризующие рентабельность и убыточность производства, нуждаются в обновлении с учетом итогов 2013 года. Желательно также отразить сведения о распределении субсидий из федерального бюджета на 2013 год.
  8. В Стратегии отсутствует оценка состояния основных фондов организаций НХП, не предусмотрены мероприятия, обеспечивающие их модернизацию и техническое перевооружение, а также разработку технических регламентов с целью обязательной сертификации изделий НХП как средства борьбы с контрафактом.
  9. Целесообразно предусмотреть наряду с подготовкой кадров для организаций НХП в учебных заведениях, обучение профессиям мастеров НХП на действующих предприятиях с использованием методов наставничества и стажировки.
  10. Вызывает недоумение содержание раздела о международном опыте. В нем отмечены отдельные мероприятия государственной поддержки, в основном касающиеся не НХП, а декоративно-прикладного искусства и сохранения культурного наследия. Какие-либо предложения о применении зарубежного опыта в России отсутствуют.
  11. Целесообразно дополнить предложенные меры по популяризации искусства НХП установлением для народных художественных промыслов России.
  12. По мнению руководителей организаций НХП нет необходимости создавать вновь Центр НХП. В частности, директор ПК «Завод «Псковский гончар» предлагает либо наделить Ассоциацию «Народные художественные промыслы России» полномочиями Центра, либо создать при ней структуру с соответствующими полномочиями.
  13. При описании нормативно-правовой базы сферы НХП отмечено в качестве преференции индивидуальных предпринимателей, осуществляющих изготовление изделий НХП, право применять упрощенную систему налогообложения. В действительности ее могут применять практически почти любые индивидуальные предприниматели. Реальная особенность налогообложения индивидуальных предпринимателей-изготовителей изделий НХП заключается в праве применять не упрощенную, а патентную систему налогообложения.
  14. Вряд ли справедливо утверждение, что «государственная поддержка оказывается производителям массовой низкокачественной продукции». Правильнее бы было отметить, что при распределении средств субсидий не учитываются возможности творческого варьирования типовых образцов изделий при применяемой организацией технологии их изготовления. В результате существенные суммы субсидий направляются организации, в которой тиражирование изделий осуществляется по шаблонам, которые исключают возможности творческого варьирования при воспроизведении заданных образцов изделий.
  15. В Стратегию правильно включено предложение исключить из Федерального закона № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» норму, согласно которой организации НХП, получающие субсидии из федерального бюджета (точнее было бы сказать «включенные в перечень возможных получателей субсидий из федерального бюджета»), не имеют права на субсидирование из средств региональных бюджетов. Однако недостаточно исключить данное положение из указанного закона. Для того, чтобы практически отменить это ограничение необходимо в первую очередь исключить аналогичную норму из Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также из «Основ законодательства Российской Федерации о культуре». Необходимо внести в Стратегию соответствующее дополнение.

На основании изучения проекта Стратегии развития народных художественных промыслов на период до 2020 года можно сделать следующие выводы:

1. Проект Стратегии имеет существенные недостатки и не соответствует требованиям, предъявляемым к документам государственного стратегического планирования.

2. Принятие Стратегии в представленном виде не позволит обеспечить сохранение и развитие народных художественных промыслов.

3. Проект Стратегии требует кардинальной переработки.