Сборная по фольклору

Сборная по фольклору

В Сочи прошли первый Всероссийский фестиваль и выставка народной культуры. Кульминацией стал гала-концерт лауреатов фестиваля народного творчества «Вместе мы — Россия». На несколько дней олимпийская столица превратилась в столицу фольклорную.

Происходящее на территории Олимпийского парка впечатляло в первую очередь масштабом — на одной площадке собрались ансамбли из 85 регионов России. Фольклорные коллективы, съехавшиеся со всех концов страны, выступали одновременно на нескольких сценах Главного медиацентра Сочи.

Первая сцена разместилась прямо во дворике медиацентра. «Разогревали» фолк-ансамбли всех мастей — от казаков до горловиков. От экзотики у неподготовленных зрителей кружилась голова. «Только что я исполнил для вас музыкальный номер «Собачья упряжка», — весело объявлял представитель полуострова Камчатка. «А я думала, он дыхательную гимнастику делает», — изумлялась дама с бабеттой на голове. «А сейчас буду имитировать звуки Охотского моря», — не унимался музыкант. «Пошли-пошли, и так холодно», — подгоняла «бабетта» подругу. В итоге северное море она не услышала, а также лишилась возможности увидеть «Танец морских котиков» в исполнении камчатских артистов. Привычный фольклор воодушевлял публику куда больше. Под песни кубанских казаков стихийно образовывались хороводы школьников. Особый энтузиазм вызывало выступление чеченских танцовщиков — вслед за ними народ изображал лезгинку.

У входа в медиацентр встречал чум — настоящий, из оленьих шкур, специально привезенных с севера. Внутри традиционного жилища публику ждали голубоглазые чумработницы, охотно рассказывающие о нелегком быте оленеводов. «Темно тут, не пофоткаешь», — говорили им в ответ граждане. И уходили, чтобы смело шагнуть в светлый медиацентр.

Там, на площади в пять тысяч квадратных метров, развернулись мастера традиционных ремесел, представившие свои изделия и предлагавшие принять участие в мастер-классах. Краснодарские мастерицы занимались соломоплетением, втягивая в интересное дело детей. Те потом гордо щелкали на айфоны кукол собственного изготовления. Посетители постарше ходили с перепачканными руками и счастливыми лицами — они делали из глины кубанские свистульки.

У стенда Чеченской Республики очередь — граждане выстроились, чтобы сфотографироваться в бурке. Рядом были выставлены уникальные предметы: серебряное веретено конца XIX века с гравировкой, пистолеты времен Кавказской войны с рукоятками из слоновой кости, парадные женские и мужские пояса позапрошлого столетия... У соседнего стенда женщины приценивались к современным дагестанским украшениям, по изяществу, правда, уступающим знаменитым серебряным «предкам». Мужская часть аудитории тем временем делала «селфи» в папахах.

«Расширяем пространство света, сужаем пространство тьмы», — доносилось от стенда Амурской области. Это рекламировали амулеты. Тут же соседи из Якутии водили хоровод — осуохай, исполняемый во время летнего праздника ысыах. Участники фестиваля в русских традиционных костюмах смотрели на все это с воздетыми руками, в которых держали гаджеты, — снимали коллег.

Неподалеку Республика Алтай демонстрировала копию головного убора принцессы Укока и ее же татуировки. А на сцене, в рамках творческой лаборатории «Человек», извлекали звуки из лодки, выдолбленной из цельного ствола дерева. Транспортное средство с натянутыми струнами аккомпанировало аутентичному фольклору в исполнении Ольги Гайдамак. Девичьему голосу вторили удары топора: у сцены рубили дрова, стругали доски — а какие еще звуки должны слышаться в деревне? Стружками, прямо как в страшном сне уборщицы, было засыпано все вокруг — когда б вы знали, из какого сора растет фольклор... В последний день фестиваля на эту сцену поднялся Сергей Старостин — главный российский фолк-музыкант современности.

Медиацентром дело не ограничилось — во дворце зимнего спорта «Айсберг» прошел заключительный гала-концерт лауреатов Всероссийского фестиваля народного творчества «Вместе мы — Россия». Его организовали по итогам конкурса, который в течение двух лет проводил Государственный Российский дом народного творчества среди ансамблей художественной самодеятельности. Предпочтение отдавали коллективам, представляющим сельские районы.

В результате в концерте приняли участие победители межрегиональных этапов фестиваля — сказители, ансамбли народных инструментов, вокальные и хореографические коллективы — «от Камчатки до Калининграда и от Белого моря до Черного». Здесь и горловое пение — например, трио «Сказители Алтая» или певица из Тывы Анжелика Ооржак, соединившая народный эпос с современными ритмами.

Эвенкийский коллектив «Нургэнэк», представивший традиционный танец с бубнами, соседствовал с хореографическим ансамблем «Калинка» из Кемеровской области, а дудки из Белгородской области — с хомусом, якутской разновидностью варгана — возможно, древнейшего музыкального инструмента. Лезгинка кабардино-балкарского ансамбля «Нартхаса» мирно сосуществовала с буддийской мистерией Цам в исполнении калмыцкого коллектива «Джангар». Все это дополнялось уморительным танцевальным номером вологодского ансамбля «Русская душа». Комическую ноту подхватил и квартет «Ухари» из Челябинской области, сыгравший на балалайках бесшабашную смесь из фолка, джаза и рока. Инструменталист и контратенор Владимир Гришин из Вологодской области развеселил исполнением «Елочек-сосеночек». Серьезный тон задавал осетинский Мужской хор национальной песни, представивший номер в виде ритуального застолья. Кстати, до сих пор практикующегося в Северной Осетии — с тремя пирогами, пивом и молитвами верховному богу Хуцау и святому Георгию-Уастырджи. Что и есть лучшее доказательство преемственности традиции, без которой немыслим никакой фольклор.


Источник: portal-kultura.ru