Алексей Деньшин: художник, подвижник, хранитель

Алексей Деньшин: художник, подвижник, хранитель

В «Приказной Избе» продолжается выставка посвященная 120-летию человека, сохранившего дымковский промысел

Выставка «Художник, подвижник, хранитель», открывшаяся в музее «Вятские народные художественные промыслы» знакомит посетителей с исследователем и собирателем знаменитой дымковской игрушки Алексеем Ивановичем Деньшиным (1893 – 1948).

Более четырехсот лет существует на Вятской земле удивительный дымковский промысел. Целыми семьями лепили и расписывали в слободе Дымково глиняную игрушку, а потом ведрами продавали ее на ежегодном весеннем празднике Свистопляске.

И всё же к началу ХХ века древний народный промысел оказался практически утрачен.

Вот как об этом писал в 1917году Алексей Деньшин в своей книге «Вятская глиняная игрушка в рисунках»: «Упало совершенно производство глиняных игрушек… Умерла одна из удивительных и очаровательнейших сказок старого народного искусства… В Дымкове лишь одна Анна Афанасьевна Мезрина лепит глиняные игрушки и расписывает их».

С 15-летнего возраста Алексей Деньшин зарисовывал в своемальбоме разнообразные образы дымки, записывал секреты лепки и росписи игрушки, обработки глины.

В 1917 году художник издал свой первый рукописный альбом «Вятская глиняная игрушка в рисунках» и посвятил его мастерице Анне Мезриной.

В 1919 году в Москве вышел второй альбом «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» – именно этотрукописный альбом посетители и увидят на выставке в музее.

На титульном листе альбома витиеватым почерком художник написал «А. Деньшин Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные. Издание второе, но измененное. Все рисунки раскрашены от руки автором. Всего 120 нумерованных альбомов с текстом. Этот альбом нумерован №_____. Москва. 1919».

Читаем еще одну интересную запись в альбоме: «Репродукция рисунков и перепечатка текстов воспрещена (Закон 20 марта 1911 года)» и чуть ниже на этом же листе написано: «Всего 300 экземпляров, из них 50 нумерованных, на лучшей бумаге».

На другой странице альбома Алексей Деньшин оставил дарственную надпись, ксожалению, прочитать, кому именно подписал свой альбом художник, практически невозможно – «Милой … на добрую память от автора. Москва 25 ноября».

На выставке можно увидеть дымковскую игрушку, выполненную мастерицами, с которыми Алексей Деньшин начинал работать, возрождая народный промысел – это игрушки Анны Мезриной, Елизаветы Кошкиной,Елизаветы Пенкиной, Зиновии Безденежных, Ольги Коноваловой, Зои Пенкиной, Екатерины Косс-Деньшиной.

Как нам рассказала заведующая музеем Галина Гузлаева, игрушки, созданные мастерицами в 1920 – 1960 годах существенно отличаются от современных – прежде всего реалистичностью форм, и вместе с тем большей условностью росписи.

Дымковская игрушка современных мастериц расписана более мастерски, по-настоящему высокохудожественно, но форма ее более условна, фигуры животных и людей даются более обобщенно.

Сюжеты дымковской игрушки начала ХХ века также были более реалистичны: образы для игрушек мастерицы брали из повседневной жизни – лепили именно то, что их окружало. В отличие от них современные дымковчанки чаще обращаются к своей творческой фантазии.

Необычна для наших дней дымковская игрушка в виде льва. А раньше это был не такой уж и редкий образ, мастерицы могли видеть львов как изображение на воротах домов, на расписанных припечных досках и филёнках.

Необычен и образ оленей. Казалось бы, откуда в Вятке взяться оленям? Тем не менее, олени в Вятке были. Из северных губерний на зимние праздники приезжали сюда гости на оленьих упряжках, и катание горожан в праздники на оленях в Вятке было широко распространено.

Представлены на выставке деревянный чемодан и комплекты летней и дорожной мужской одежды. В такой одежде мог ездить Алексей Деньшин по своим многочисленным деловым поездкам в Москву и Петербург. А в подобном деревянном чемодане художник возил в столичные и провинциальные музеи дымковскую игрушку.

Благодаря стараниям Алексея Деньшина большие коллекции дымковской игрушки находятся сегодня в фондах Русского музея в Петербурге и в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Украшением выставки стали живописные работы художника, а также его многочисленные зарисовки домов, на которых детально переданы резные элементы украшения.

Дополняют экспозицию фотографии и документы из фондов Кировского краеведческого музея, а также книги по истории дымковского промысла, изданные искусствоведом Генриеттой Киселевой.

Всего на выставке представлено более 220 экспонатов.

С 4 октября по 31 декабря, выставка «Художник, подвижник, хранитель», музей «Вятские народные художественные промыслы», ул. Спасская (бывш. Дрелевского), 4б.

Автор: Татьяна Южанина

Фото: Татьяна Южанина

Источник: Информационный портал «Культурная среда»