Художественная обработка металла

IMG_3611IMG_1847Обработка металла была самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне Древней Руси. Уже в те времена были известны почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были ковка, литьё, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в то время достигло ювелирное искусство.

Художественная ручная ковка

IMG_3603IMG_2878Художественная ручная ковка и литейное дело на Вятской земле имеют глубокие исторические корни. Кованые элементы – кольцевые ручки для ворот, защёлки, петли – используются вятчанами при строительстве домов уже в начале XVII века. Позднее работа кузнеца стала играть большую роль в формировании архитектурного ансамбля православного храма. Кузнецы ковали накупольные кресты, решетки на окна, ажурные ограды, намогильные кресты.

В конце XVIII века в Вятской губернии работало 16 чугуноплавильных и железодетальных заводов (Залазнинский, Климовский, Песковский), на которых отливали плиты для пола, лестничные марши и другие изделия. Эти предприятия поставляли кузнецам широкий ассортимент проката, сырья для работы. Изделия из кованого металла были дешевле, чем чугунные заводского производства. Кузнец совмещал в себе проектировщика, технолога и исполнителя. Наибольшее количество кузниц было в Вятке и Сарапульском уезде.

IMG_3591IMG_3002В эпоху классицизма в архитектуру Вятской губернии проникают и становятся модными металлические балконы и навесы-балконы, позднее во времена эклектики и модерна появляются также кованые ворота, ограды, дымники, водосточные трубы. В купеческой среде становятся популярными кованые ставни и двери, парапетные и балконные заграждения, зонты, ворота, калитки. Образцы этого городского декора встречаются до сих пор на улицах городов Кирова, Яранска, Слободского, Советска и других.

С 1980-х годов началось восстановление вятских храмов и монастырей, которое потребовало участия в работе профессиональных кузнецов. Одним из таких мастеров стал Алексей Викторович Кузницын (Киров). Потомственный кузнец, он начал осваивать ремесло самостоятельно более 20 лет назад. За эти годы им выполнено немало работ в Успенском Трифоновом монастыре, других вятских храмах, частных домах. В 2008 году Алексею Кузницыну решением Художественно-экспертного совета был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

IMG_3580

IMG_4815

IMG_2158







Колокололитейный промысел

На Руси издавна существовало несколько центров колокололитейного производства, одним из которых является Вятский край. Колокола лили в Хлынове, Слободском, Яранске, Нолинске, Уржуме и Елабуге.

Первым знаменитым вятским колокольным мастером можно считать Филиппа Душкина. В 1666 году он отлил колокол для села Бобина весом в 5 пудов (1 пуд – 16 кг). В конце XVII века в городе Слободском открыл колокольный завод Трифон Каркин, который в 1692 году отлил большой колокол для Вятского кафедрального собора. В 1695 году Трифон Каркин изготовил колокол для Сырьяно-Всехсвятского села. Потомки Трифона уступили первенство Бакулевым, но производство не оставили. В XIX веке династия Каркиных переходит на отливку ямских колокольчиков. В настоящее время в музейных и частных коллекциях встречается большое количество ямских колокольчиков Ильи и Луки Каркиных, датированных 1806 – 1822 годами.

Мастера Бакулевы в это время отливают многопудовые колокола. Завод Бакулевых был основан в первой половине XVIII века. Точный год основания завода неизвестен, достоверно известно только, что в 1730 – 1740 годах Никита Бакулев отливал небольшие колокола. Его сыновья Авксентий, Сысой и Иван изготавливали уже колокола больших размеров. Близость Урала, где имелись месторождения лучших медных руд, наличие судоходной реки Вятки, строительство в начале XX века железной дороги, соединяющей Сибирь с Москвой и Петербургом, дешевизна топлива и рабочих рук позволяли заводу Бакулевых успешно конкурировать с другими подобными предприятиями. За 200 лет на заводе Бакулевых отлиты 1000-пудовые колокола, отправленные в Екатеринбург и Курган, 700-пудовые для Барнаула, 650-пудовые для Нижнего Тагила, 500-пудовые для в Вятки, Слободского, Орлова, Перми, Казани, Ветлуги, 400-пудовые для Казани, Вятки, Яранска, 250-пудовые для Казани, Кузнецка, Семипалатинска, Кутаиса, Тифлиса.

По прошествии 70 лет антицерковных гонений в России началось повсеместное возрождение православных храмов и приходов, одновременно начался и процесс возобновления отечественного колокололитейного производства. К сожалению, за годы советской власти оказались утрачены секреты изготовления колоколов и их подбора. Все это мастерам пришлось постигать заново.

Работа по восстановлению художественного литья колоколов на Вятской земле началась с 2003 года. За этот труд взялся коллектив предприятия «Вятские колокола» (Киров), взявший за основу профиля отливаемых колоколов колокола Слободского колокололитейного завода. Первый колокол весом 32 кг был отлит в июле 2004 года. Этому успеху предшествовала большая подготовительная работа – подготовка к серийному производству и отработка одной модели колокола занимает от шести месяцев до года. Основной секрет производства колокола таится в особом способе заготовки формы для литья. Процесс производства формы колокола поэтапный и может составлять от двух недель до трех – шести месяцев в зависимости от массы колокола. Применение современной технологии и старинные, проверенные способы литья в совокупности обеспечили высокое качество и высокую художественность изделий «Вятских колоколов».