Ткачество

Среди женских ремесел, традиционно бытовавших на Вятской земле, особое место занимают ручное ткачество и льнопрядение – последнее как источник получения сырья для ткачества.

Льнопрядельный промысел

IMG_4820Для своих хозяйственных нужд крестьянские семьи использовали то сырье, которое давала окружающая природная среда. Одним из видов такого сырья в конце ХIХ – начале ХХ веков был лён – северные и центральные вятские территории обладали самыми благоприятными условиями для выращивания льна и его переработки.

Технология обработки льна в деревенском хозяйстве не менялась веками. Сначала лён вместе с корнями выдергивали из земли, то есть теребили. Такой способ позволял сохранить естественную длину волокна. Затем лён очесывали, с него удаляли семенные коробочки и подвергали льняные стебли первичной обработке, в процессе которой выделяли волокно. Далее лён расчесывали, пряли льняную пряжу и ткали полотно.

Из чесаного льна вырабатывали более тонкую, лучшую по качеству льняную пряжу, из которой в дальнейшем производили бельевые полотна, простыни, полотенца, скатерти, ткани для одежды, брезенты, парусины, шнуры, обувные нитки и другие изделия. Из очеса – короткого волокна и луба получалась более грубая, оческовая пряжа, из нее производили более грубые ткани – холсты, мешковину.

После реформ второй половины XIX века с развитием промышленного производства в деревню стали быстрее проникать промышленные нитки и ткани. Спрос на фабричный товар и в городе, и в деревне с каждым годом стал увеличиваться.

В 1890 году у известного вятский купец и фабрикант Тихон Филиппович Булычёв решил организовать в Вятке льнопрядильную и ткацкую фабрику. В том же году им были заказаны чертежи и планы. Однако построить фабрику тогда Булычёву не удалось. И все же мысль о ее постройке предприниматель не оставил. Только через 20 лет после своего первого проекта, в 1910 году, Тихон Булычёв все-таки открыл в Вятке льнопрядильную и ткацкую фабрику при своем имении «Крутые Горки». Фабрика располагалась в Кутырской слободе ниже пристаней, на берегу реки Вятки. Покупка льна и кудели для нужд фабрики производилась главным образом в Вятской губернии, причем товары из Нолинского и Яранского уездов доставлялись на фабрику по реке Вятке, суда с товаром имели возможность подходить и разгружаться прямо у фабрики. Товары из Котельнического и Глазовского уездов доставлялись на фабрику железной дорогой. Продукты выработки фабрики – пряжу, полотно и мешки – Булычёв продавал в основном в Москве.

IMG_2929После национализации в 1918 году фабрика Тихона Булычёва получила название Кировской льнопрядильной ткацкой фабрики «Красный труд» Российского промышленного объединения по производству льняных тканей и пенькоджутовых изделий. Под таким названием фабрика просуществовала до 2000 года.

В начале ХХ века льноводство наряду с мясомолочным производством являлось ведущей отраслью в аграрном секторе вятской экономики. К 1932 году льняные поля на территории области составляли более 8% всех посевных площадей (или 184,2 тысячи га).

После этого началось падение производства, связанное прежде всего с переходом на хлопок текстильной промышленности, и ко времени перестройки (к концу 1980-х годов) посевные площади подо льном сократились в 13 раз – до 14000 га. К 1997 году осталось всего лишь 750 га льняных посевов и 6 льнозаводов, большинство из которых в настоящее время не работает. Остановилось производство и на Кировской льнопрядильной ткацкой фабрике.

В начале ХХI века областные власти предприняли некоторые шаги по восстановлению льноводства в Кировской области. Областная концепция аграрной политики на 2001 – 2003 годы предусматривала увеличение посевных площадей льна до 10000 га с которых планировалось получать 4000 – 4500 тысяч тонн льноволокна в год. В рамках федеральной программы «Лён России» государственные дотации на 1 тонну льноволокна составили 1800 рублей. К 2002 году площади льна выросли до 4000 га, а производство льноволокна превысило 1000 тонн.

IMG_2781И хотя в настоящее время доля льна в валовом объеме сельхозпродукции Кировской области остается незначительной (ежегодно около 1000 тонн), восстановление и развитие льноводческих предприятий в районах Кировской области продолжается.

11 августа 2012 года льноводы Кировской области решили отпраздновать свои достижения – в Арбажском районе, где издавна выращивали лён, состоялось праздничное мероприятие «Царь Лён», посвященное возрождению традиций льноводства в Вятском крае. Гости праздника побывали на льняном поле сельскохозяйственного производственного кооператива «Рассвет», на льносеменоводческой станции и на льнозаводе. В ходе экскурсий все желающие увидели процесс выращивания и обработки льна. Одним из праздничных мероприятий стала выставка-продажа кулинарных изделий с использованием льняного масла, а также демонстрация одежды из льняной ткани.

Ручное ткачество

IMG_2941Исстари на Руси ручное ткачество считалось традиционным женским занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать. Из домоткани шили одежду для всей семьи. Девушки готовили себе приданое для свадьбы, подарки жениху и будущей родне. Это ремесло было распространено и в Вятском крае.

До середины XIX века на Вятке ткачество было занятием семейным. Девочек учили женской работе с пяти-шести лет. В качестве основного материала использовали лён и шерсть собственной выработки (прядение), позднее – покупные хлопчатобумажные нити. Холсты ткали с помощью специального приспособления – ткацкого стана. Обычно он хранился в разобранном виде в каком-нибудь хозяйственном помещении. Перед тем, как приступить к производству ткани, его заносили в избу по деталям и собирали. Готовили нити для утка, навивали основу, заправляли стан.

На Вятке история развития ручного ткачества на горизонтальном стане берет начало в раннем Средневековье и до середины XIX века ручное ткачество составляло одну из сторон жизни крестьянского хозяйства.

Уже к этому времени можно выделить некоторые характерные особенности, которые отличали тканые изделия Вятки от изделий других регионов – раппорт клетки, ремизные узоры, мотивы рисунков браного ткачества. Также можно указать и основные группы изделий, изготовлявшихся вятскими мастерицами: простое полотно (холст), пестрядь, или «серапинка» (клетчатые ткани), многоремизное и браное ткачество, тканье половиков.

Ручное узорно-ремизное ткачество было широко распространено в Вятской губернии. Тканьем занимались в каждом крестьянском дворе. Из льна, шерсти, хлопка хозяйки ткали повседневную и праздничную одежду, половики, полотенца, скатерти, покрывала. Ткали и для себя, и на продажу. Постепенно ручное ткачество становится промыслом малой доходности, сильно уступая фабричному производству.

В XX веке в крестьянском хозяйстве ткаными вручную на стане оставались разве что половики. И все же ручное узорно-ремизного ткачество не было утрачено. Редкие увлеченные специалисты сумели сохранить промысел таким, каким он существовал веками.

И прежде всего здесь следует упомянуть Аврору Гавриловну Махнёву. В 1975 году ее – специалиста по ковроткачеству – пригласили на фабрику «Умелец» возрождать красивый вид народного ремесла – ткачество. Сначала Аврора Гавриловна работала на станке заводского производства, однако после посещения ею фабрики строчевышитых и тканых художественных изделий в городе Шахунье взяла за основу их экспериментальный станок. На нем художница создала своеобразную коллекцию работ с применением отходов текстиля в ковровой и ткацкой технике: коврики, дорожки, накидки на кресла. Создавала Аврора Махнёва и образцы с применением ржаной соломки. Это был оригинальный ассортимент декоративного назначения: салфетки, дорожки, комплекты для стола, декоративные панно, шторы. Все изделия выполнялись в разнообразных ткацких приемах на основе хлопчатобумажной и льняной пряжи. Кроме соломки, использовались и другие природные материалы.

IMG_2777Вместе с Авророй Махнёвой работал и ее муж Николай Алексеевич Махнёв. Он также создавал образцы, участвовал в реконструкции настольных ткацких станков для надомниц.

В 1979 году после посещения Череповецкой фабрики ручного ткачества Аврора Гавриловна стала создавать образцы тонкого ремизного узорного ткачества с применением в основе хлопчатобумажной и льняной нити, а также в утке полушерстяной и смешанной красочной пряжи. Получились очень нарядные шторы, скатерти, салфетки, полотенца, занавески и другие изделия, которые соответствовали требованиям современного быта и потому пользовались постоянным покупательским спросом.

Секретам своего мастерства Аврора Гавриловна постоянно обучала учениц, но главной ее помощницей была и остается старшая дочь Елена. Вместе с дочерью Аврора Гавриловна ткала ковры, гобелены, одежду для кукол, которых создавала Елена. Так возникла художественная мастерская «Алёна», в работе которой сейчас задействованы многие семьи Авроры Махнёвой.

С 2002 года Аврора Гавриловна и ее дочь Елена Николаевна постоянные участницы городских и областных выставок и фестивалей. В 2007 году Авроре Махнёвой был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области. В июне 2008 года мастерица стала лауреатом Всероссийского фестиваля игрушки, на котором семье Махнёвых был вручен специальный диплом за оригинальное решение коллекции театральных кукол.

Самым крупным на сегодняшний день производителем изделий путем ручного ткачества является компания «АртЛён», созданная другой дочерью и зятем Авроры Махнёвой Натальей Николаевной и Александром Александровичем Белоусовыми. Продукция компании поставляется во многие города России, а также за рубеж, получает высокие оценки от профессионального сообщества на специализированных выставках-конкурсах в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Кирове и других городах.