Плетение из соснового корня

IMG_4658IMG_3678Самобытный вятский промысел – плетение из соснового корня известен с конца XIX века. Центром промысла было село Бобино с примыкавшими к нему селениями. Причиной тому служили два фактора – наличие необходимого материала в Бобинском бору и близость центра сбыта – города Вятки. На других же территориях Вятского края промысел развития не получил, так и оставшись малоизвестным.

В 1890 году газета «Вятские губернские ведомости» так писала о современном состоянии промысла: «Плетут разнообразные изделия, которые не могут не обратить на себя внимание по прочности, красоте и дешевизне: в большом количестве выделывают «чаруши», употребляемые для печения хлеба, а также сундуки, корзины для белья, баулы, корзины для бумаг и мелкие изделия. Хорошие сорта плетеных изделий идут через скупщиков в Петербург, Москву, даже Харьков и Одессу. Чарушников в Вятском уезде считается 101 человек. Лучшим мастером считается Николай Тимофеевич Бабинцев (село Бобино), уже экспонировавший на выставках и имеющий награды».

IMG_2863В прейскуранте Вятского кустарного склада, начиная с 1892 года предлагается следующий перечень сплетенных из соснового корня предметов: корзины дорожные (круглые и овальные, с замками и ремнями) с камышовой отделкой, корзины разные с металлическими шарнирами и петлями (базарницы, клубочницы, сухарницы), погребцы дорожные с прибором.

Несложность промысла, отсутствие крупных приспособлений и незначительное количество инструментов давали возможность вести работы в жилых помещениях, не требуя отдельных мастерских. Материалами для производства служили сосновые и еловые корни, причем материал кустари всегда заготавливали сами.

Хорошим корнем считается такой, который при очистке получается длинным, тонким, ровным по всей длине и гибким, как бумажный шнур. Добытй корень сначала очищали от коры, расщепляли на 2 – 4 части. Затем эти широкие и узкие «ленты» замачивали и только после этого приступали к плетению. Плетеные корневые изделия вятских кустарей всегда отличались прочностью. С годами они не теряли своего вида, лишь слегка темнели, приобретая приятный охристо-коричневый оттенок. Крепость и долговечность материала объясняются наличием в корнях сосны смолы, способной отталкивать воду, в результате чего изделия не поддаются гниению. Поэтому неудивительно, что в крестьянских хозяйствах часто встречались изделия, сохранившиеся от дедов и прадедов.

IMG_2848В советское время промысел оказался почти забытым. В 1940 году газета «Кировская правда» пишет: «Заброшены все виды плетения. А ведь было время, когда по изготовлению вещей из соснового корня область занимала первое место по России».

И все же ремесло «чарушников» не исчезло. В 1970-е годы мастера производственного объединения «Умелец» (Киров) изготавливали из соснового корня традиционные по форме блюда и солонки.

IMG_3689В наши дни плетение из соснового корня сохранилось и укрепилось благодаря уникальному кировскому мастеру Евгению Ивановичу Початкову.

Евгений Иванович перенял навыки плетения у своего отца. Любопытно, что отец мастера Иван Початков начал свою деятельность в промысле с того, что, найдя однажды корзину из соснового корня, расплел ее и самостоятельно изучил технику плетения. Тем не менее изготовление плетеных предметов носило для Ивана Початкова и членов его семьи преимущественно любительский характер. И только для его сына Евгения плетение постепенно переросло из увлечения в профессиональное дело. Работая надомником в производственном объединении «Умелец», Евгений Початков полностью освоил приемы плетения из различных материалов, что дало ему возможность легко экспериментировать и с сосновым корнем, разрабатывая новые формы изделий и украшая их плетеными мережками и фестонами. Изделия Евгения Початкова отличаются оригинальностью – мастер способен создать из соснового корня канделябры, подсвечники, вазы, абажуры, самовары, украшая свои произведения изящным ажуром на стенках или плетеными ручками.

Некоторые предметы Евгений Початков плетет из крашеного корня, однако предпочтение отдает материалу естественного светлого тона. Произведения вятского мастера неизменно получают высокие оценки на престижных выставках в Кирове, Москве, Ярославле. В 2007 году решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области Евгению Початкову был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

Большой вклад в развитие промысла вносят и мастера Подосиновского Дома ремесел Николай Михайлович Нагаев и Станислав Евгеньевич Шубин. Произведения обоих мастеров неоднократно удостаивались высоких наград от профессионального сообщества на выставках, проходивших в Архангельской, Вологодской, Кировской областях, Республиках Коми и Чувашии.

IMG_2857Оба мастера ведут в Подосиновском Доме ремёсел занятия по плетению из соснового корня, успешно готовят молодое поколение мастеров. В 2008 году и Николаю Нагаеву, и Станиславу Шубину решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.