Вышивальный промысел

IMG_2985С давних времен Вятка была известна как один из центров вышивки. Богатые традиции сделали возможным превращение этого старинного женского занятия в промысел.

Вятская вышивка всегда отличалась большим разнообразием технических приемов. Это отличие вятской вышивки от вышивки, создаваемой в других регионах России, объясняется с одной стороны оригинальным географическим положением Вятского края, находящегося на стыке Архангельской, Вологодской и Нижегородской губерний, а с другой стороны его пестрым национальным составом (на территории края проживали русские, чуваши, удмурты, марийцы, татары, коми).

Богатейшие традиции поволжской вышивки, широко распространенной в южных уездах, причудливо переплелись с традиционными техническими приемами и орнаментами северного русского шитья. Преобладающими техниками в юго-восточных уездах Вятской губернии были косая стёжка, счетная гладь, набор, роспись. Традиционный орнамент – геометрический. На севере был также широко распространен растительный орнамент, основными техниками для которого служили тамбурный и стебельчатый швы, часто сочетаемые с гладью.

Наиболее характерной и широко используемой считается тамбурная вышивка, имеющая в основе традиционный северный орнамент со сложной композицией и красочным колоритом, на который повлияла многоцветная тамбурная вышивка вятских татар.

IMG_2973В середине XIX века, в условиях быстрой капитализации деревни народная вышивка претерпела существенные изменения: рисунки для вышивки стали заимствоваться из городских «узорников» и выполнялись более простым по технике крестом. В композициях вышивки ярко проявились черты эклектики, техническое и художественное качество резко снизилось.

На рубеже XIX – ХХ веков появились вышивки ришелье, настил по сетке, мережка и, конечно же, гладь. Эти техники стали символом домашнего уюта, полюбились и процветали до середины ХХ века.

Во второй половине XIX века активно развивался вышивальный промысел по изготовлению женских головных уборов – кокошников, почепечников, моршеней, самшуров. Какждая мастерица вышивала часть общего изделия, которое потом собиралось, сшивалось и продавалось обычно на ярмарке в Котельниче.

В ХХ веке появилась машинная вышивка, которая быстро заменила ручную. В моду вошла одежда в русском стиле, где вышивка деликатно сочеталась со льном.

IMG_2965Интересна в этом направлении деятельность художников фабрики строчевышитых изделий им. 8 Марта (ныне ООО «Фабрика строчевышитый и кружевных изделий «8 Марта», Киров), выросшей из одноименной артели 1930 – 1940-х годов.

Еще в послереволюционное время в России сложилась разветвленная сеть артелей. Некоторая их часть либо изначально, либо со временем связала свою деятельность со сферой народных художественных промыслов. Были такие артели и в Кировской области. Так, в феврале 1936 года правление Кировской сетевязальной артели приняло решение приступить к освоению промыслов – вышивки, рисовки на ткани, производству декоративных вещей.

21 октября 1936 года правление артели вынесло постановление: «Сетевязальную артель переименовать в артель художественных промыслов им. 8 Марта» (ныне ООО «Фабрика строчевышитый и кружевных изделий «8 Марта»). До Великой Отечественной войны артель выпускала строчевышитые изделия, разрисованные гардины и искусственные цветы, а в военные годы перешла на выполнение фронтовых заказов. Однако летом 1943 года артель вновь стала специализироваться на выпуске строчевышитых изделий.

В 1946 году артель им. 8 Марта завершила послевоенную перестройку производства и полностью перешла на выпуск художественных изделий. В 1960 году она была реорганизована в фабрику строчевышитых изделий им. 8 Марта, а в октябре 1963 года объединена с Советской фабрикой кружев в одно предприятие. Это был очень благоприятный момент в судьбе промысла – появилась возможность расширить производство, повысить профессиональный уровень художников и исполнителей, наметить перспективы дальнейшего развития.

IMG_2955В феврале 1966 года первая партия изделий изо льна была отправлена в Швецию, а в 1967 году на Всемирной выставке в Монреале (Канада) экспонировалось более 20 изделий с вышивкой и кружевом, созданных на фабрике строчевышитых изделий им. 8 марта. С этого времени продукция фабрики стала пользоваться спросом как в России, так и за рубежом. Изделия экспортировались в 27 стран мира, в том числе в Японию, Англию, Францию, Швецию, Бельгию...

С 1972 года строчевышитые изделия – скатерти, дорожки, полотенца, фартуки, салфетки, кухонные комплекты для окон, постельные и гостиные комплекты, женская и детская одежда – стали регулярно проходить утверждения на региональном художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам, а также на экспертном Совете при Минпромторге России. Для всех изделий была обязательна художественная отделка традиционным вятским кружевом или ручной, машинной, тамбурной вышивкой в сочетании с тесьмой, аппликацией из гладкокрашеных и набивных тканей.

Творческий коллектив фабрики принимал активное участие во всех проводимых выставках по декоративно-прикладному искусству: областных, зональных, республиканских, международных. За создание высокохудожественных изделий с новыми композиционными решениями растительного орнамента, а также за разработку, серийный и массовый выпуск перспективных моделей женской одежды с традиционной вятской вышивкой коллектив фабрики неоднократно бывал отмечен дипломами и медалями по итогам различных выставок.

Коллекции строчевышитых изделий, некогда созданных на фабрике им. 8 Марта, находятся в Музее народного искусства, Государственном Русском музее, Государственном музее этнографии, Кировском областном художественном музее им. А.М. и В.М. Васнецовых, Кировском областном краеведческом музее, Советском краеведческом музее.

В начале 1990-х годов предприятие пришло в упадок, но вскоре стало постепенно выходить из кризиса (с 1995). Немалую роль в этом сыграло изменение ассортимента выпускаемой продукции, благо интерес покупательниц к женской одежде, украшенной вышивкой и кружевом остался прежним, появился спрос и на дорогие уникальные вещи. Прежде такие выпускались только в качестве выставочных образцов.

IMG_2997Новые веяния послужили хорошим толчком для совершенствования мастерства художников и иных специалистов фабрики. Благодаря расширению круга поставщиков тканей и ниток, улучшилось качество и внешний вид выпускаемых изделий, разнообразилась цветовая гамма. Колористические и фактурные особенности современных материалов дали толчок к поиску и внедрению новых выразительных средств и приемов вышивки.

В малосерийных и сувенирных вещах используется ручная вышивка в технике сквозных швов, сочетающаяся с цветной счетной гладью, стягами, мотивами, выполненными в технике полукрест-роспись и тамбурной вышивкой.

Строчевые разделки выполняются внутри квадратов, ромбов, полос на тканях типа «рогожка» и имеют крупный расчет. Для обогащения фактуры часто дополняются включением из других материалов (дерево, глина), цветными нитями, стеклянными бусинами.

В тамбурной вышивке, помимо традиционного цепного крутильного шва и шва обкрутка, широко используется вышивка тесьмой – прием, характерный для народного искусства, но получивший в настоящее время новое звучание, – а также золотая и серебряная вышивка, выполненная в технике цепных швов и дополненная золотой тесьмой и гладьевыми разделками.

В машинной вышивке, кроме шелка и мулине, в технике прикреп нашли применение всевозможные шнуры, шерстяная и синтетическая пряжа, золоченые нити, бахрома, надерганная вручную из основной или отделочной тканей и пришитая в гладком или скрученном виде. Объемные фрагменты из органзы, шифона, замши и бархата, ручные разделки с бисером, аппликации, фактурные вариации швов при сопоставлении между собой и структурой ткани усиливают декоративные возможности вышивки.

Сложную игру нюансов и полутонов, эффект мерцания создают вплавления один в другой нескольких оттенков цвета в гладьевой технике, широко применяемой в оформлении нарядного женского платья. Нередко гладь сочетается со строчевыми ручными и машинными разделками, стягами. Контрастное соотношение четкого контура и ажуров внутри него, богатство орнаментов и фактур, всевозможные колористические вариации – пример творческого отношения к местным традициям и современного их решения. В Санкт-Петербурге на Всероссийской выставке «Осенняя неделя моды – 2000» две коллекции фабрики были награждены дипломом «За мастерство вышивки».

Благодаря самобытным традициям и творческим возможностям коллектива фабрики «8 Марта» это предприятие и поныне остается крупнейшим в Кировской области производителем изделий с вышивкой.