Бурачный промысел

IMG_2841Берестяной промысел известен на территории нашей страны еще с Новгородской Руси. С тех самых пор большой популярностью и спросом в крестьянских хозяйствах пользовался берестяной бурак. Сверху бурак закрывался крышкой – это была идеальная посуда для долгого хранения молока или воды, использовался бурак и для сыпучих продуктов.

Мастера украшали бураки прорезным узором, тиснением или росписью. В росписи вятских бураков сложился собственный грубоватый стиль исполнения, сочетавший красный, синий, желтый, зеленый тона. Для вятской бурачной росписи характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья и прочие композиции, в которых цветы группировались в гирлянды и букеты. Расписанные масляными красками с применением белильных разживок, вятские бураки выделялись среди бураков с иными широко известными разновидностями русской бурачной росписи.

Изготавливали бураки двумя способами – выворотным и сшивным.

IMG_3691Потомственный вятский мастер Евгений Петрович Кассин родом из деревни Туманы Юрьянского района вспоминал: «...В 1927 – 1928 годах дед делал бураки, и сам я тоже делал в 8 лет. Было интересно. Делали бурак размером со стакан».

Далее мастер так описал процесс изготовления вятского выворотного бурака: «Весной – летом в самый сок выбираем прямую березу. Роняем дерево. Потом начинаем отпиливать с вершины, отмеряя размер бурачка на бревне. Убираем снизу кору на 4 см. Затем берем елушку (расколотый пополам ствол небольшой ели) с заточенной вершиной. Этим сочилом обходим по кругу сверху и снизу заготовленное бревно. Затем в руках давим и поворачиваем заготовку, и кора вся снимается. Получается сколотень (берестяной «чулок»). Их заготовляли сразу много. Сколотни закупали даже в деревнях у крестьян. Затем делали дно и крышку из крупнокомлистой сосны. Ручной пилой делили чурбачок на части по 20-25 см, затем откалывали ножом дощечки по 1,5 см. Затем их сушили под навесом и стругали рубанком до 1 см (12 – 15 мм).

«Замок» – низ бурачка делали также из бересты. Заготавливали заранее и другие материалы. Например, зимой припасали ивовые вички и сосновые корни длиной по 1,5 – 2 м, которые использовали для сшивания бурачка.

Когда всё было готово, начиналась сборка бурачка. Один сколотень вставляли в другой. У наружного сколотня делали шов по 3 см, внутренний сколотень был без шва. Конец сколотня опускали в горшок с кипятком и после распаривания загибали внутренней частью наружу, образуя бортик, так же выполнялся и низ бурака. Ручка (дужка) делалась из сосновой щепы, связывалась в нужной форме и сушилась. Затем выставлялись подготовленные дёнышко (дно) и крышка. Для плотности они изготавливались чуть больше нужного размера. После опускания бурака в кипяток донышко вставляли горизонтально, направляя сверху вниз. Также точно поступали с крышкой. После высыхания береста зажимала деревянные детали. Бурачок был готов».

Такой выворотный бурачок в силу свойств бересты не пропускал жидкость.

IMG_3694Было время, когда бурачное производство считалось утраченным. В дома селян и горожан пришла другая посуда, заменившая бураки.

Однако в 1970-х годах вятский бурак вновь появился в магазинах, уже обновленный как удобная тара для сыпучих продуктов, которая одновременно украшала городские кухни. Выполнен бурак был в старых вятских традициях – с росписью и тиснением, – но изготовлялся он уже из сшивной, пластовой бересты. Выпускало такие бураки Кировское производственное объединение «Умелец».

В 1991 году главным художником этого предприятия Евгенией Александровной Окишевой были разработаны сюжеты для тиснения на тему «Пословицы и поговорки». Несколько позднее мастер Валерий Иванович Сергеев начал изготавливать бурачки с изображением памятных мест и архитектурных достопримечательностей нашего города. Автором сюжетов стала художник Татьяна Павловна Дедова.

В настоящее время бурачный промысел, как и в старину, имеет своих поклонников и преемников.

Кировское предприятие «Вятские промыслы» с 1991 года ставит своей целью сохранение, возрождение и развитие бурачного промысла. Здесь выпускаются бураки разных размеров и форм. На них запечатлены сценки из крестьянской жизни, а также церковные строения и панорамы русских городов – Вятки, Костромы, Архангельска, Ярославля, Санкт-Петербурга.

IMG_3671Современные технологии производства в сочетании с народной тематикой, традиционными формами и размерами обеспечивают изделиям предприятия «Вятские промыслы» устойчивый потребительский спрос.

Продолжают изготавливать традиционные вятские бураки и отдельные мастера. Наиболее известная из них Светлана Александровна Казакова (Киров), которая с 1993 года занимается изготовлением изделий из бересты. В 1998 году Кировское производственное объединение «Умелец» приобрело у нее семь образцов берестяных изделий для массового производства. Многие годы по образцам мастера предприятие изготовляло свою берестяную продукцию.

В 2007 году Светлане Александровне Казаковой решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.